Блог сообщества - У бабушки
Полезное

Главная

Пэчворк

Швейная машина

    Функции швейной машины

Секреты кройки и шитья

Вязание на спицах

    Образцы, рисунки, примеры вязания на спицах

Вязание крючком

Плетение кружев

Вышивка

    Основные виды вышивки

    Художественное вышивание на машине

Батик

Вязание на машинке

Вышивка лентами

Вяжем с бисером

Вышивка тесьмой

Плетение крючком

Игольное кружево

Фриволите

Макраме

Бисер

Плетение на шаблоне

Машинная вышивка

Аппликация

Вязание длинным крючком

Вязание на "вилке"

Плетение мебели

    Заготовка и хранение ивогового прута

    Обработка ивового прута

    Инструменты и шаблоны

    Виды плетений

    Плетение загибок

    Ажурное плетение

    Плетение соломой

    Плетение берестой

    Плетение рогозом

    Изготовление плетеной мебели

    Плетеные изделия

Подсказки

Главная : История бисера



История бисера

Самые древние бусы, возраст которых превышает 40 000 лет, были найдены американскими археологами при раскопках в Кении, и их считают одним из доказательств того, что именно в Африке зародилось человечество. Ученые полагают, что, придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. Бусинка — безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Бусы могут быть только знаком, символом — а это начало культуры и духовности. Так это или нет, но, во всяком случае, всегда и всюду людей сопровождали бусинки.

 


По бусинкам, обнаруженным при раскопках древних поселений или захоронений, археологи датируют свои находки, прослеживают экономические связи народов и торговые пути, выявляют этнографические признаки культур, судят о нравах, вкусах и моде разных эпох. Сначала бусы изготовляли из костей, камней, семян, ракушек. Потом появились металлические, керамические, стеклянные и, наконец, пластмассовые. Бусинки нанизывали на нити и вешали на шею, руки, ноги, вдевали в уши, ноздри, веки, губы и другие части тела. Бусами украшали ритуальные предметы, домашнюю утварь, одежду, оружие, элементы интерьера.

 


Изделия, выполненные в разные времена представителями разных народов, сильно отличаются друг от друга материалами, цветовыми решениями, рисунками. А вот в технике исполнения много общего.

 


Например, метод низания «мозаика» был известен и на Среднем Востоке, и в Америке задолго до того, как между народами этих стран установились связи. Ажурные сетки из бисера, жемчуга или пиленого перламутра часто использовались при создании деталей традиционного русского костюма, но не менее россиян преуспели в низании сеток народы далекой Индонезии. Можно привести много подобных примеров. Если даже в те далекие времена, когда люди жили разрозненно, было столько общего в приемах работы с бусинами, то сейчас, когда идет активный обмен информацией и опытом, не всегда удается по внешнему виду определить национальную принадлежность того или иного современного изделия. Мастера развивают свои традиционные виды рукоделия и охотно, творчески осваивают приемы, пришедшие из других стран. Так, индейцы и коренные народы Африки издавна использовали в изделиях низанные из бусин цепочки с цветочками и цепочки «венок», а теперь они очень популярны у молодежи цивилизованного мира, в том числе и России.

 


Используемый материал сейчас не всегда подскажет, где проживает автор той или иной работы: в магазинах можно купить и чешский бисер, и восточные бусинки-амулеты. Тем не менее при выборе материалов и сочетаний цветов, при создании формы рукотворных изделий все мы — кто осознанно, а кто подсознательно — опираемся на вековые традиции и опыт своего народа. В старину на территории нынешней России, как и во всем мире, для изготовления бусин использовали камень, металл и т. д. Уникальными являются бусины из костей мамонта, найденные в Сибири и не встречающиеся больше нигде в мире.


Стеклянные бусины появились на Руси уже в домонгольский период. Славяне в I тыс. н. э. вообще были знакомы со стеклом только по украшениям: бусам и подвескам. Арабский писатель X века Ибн-Фодлан, рассказывая о жизни зажиточного росса, пишет, что русские жены носят богатые украшения, очень любят зеленый бисер и дорого за него платят.


Среди бусин, найденных при раскопках на территории Древней Руси, встречаются как привозные — сирийские, византийские и египетские, так и местные. Бусинки древнерусского производства отличались от привозных цветовой гаммой. Они были коричневые, фиолетовые, синие, бирюзовые, желтые. Как правило, это бусы среднего размера, из прозрачного стекла, без декора. Исключение составляют золоченые бусы. Первые на территории Руси стекольные мастерские появились в XI веке в Киеве. В них производили сосуды, смальту для мозаик, бусы. Образцы изделий были иноземными, да и обучали русских людей ремеслу заморские мастера. В то время сильно сказывалось влияние Ближнего Востока, Византии. Но скоро произведения русских мастеров приобрели особые, самобытные черты. По некоторым свидетельствам, их работы не уступали по качеству венецианскому стеклу. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Рязани и других городах.


Древняя Русь — царство стеклянных бус: доля их среди найденных в раскопках превышает 2/3. Оставшуюся треть составляют все остальные виды бус: янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста. Кроме того, встречаются бусы из кости, глины, бронзы, серебра, золота. Совсем редко в раскопках того периода находят жемчуг, хотя из документов известно, что уже в XI веке одежду украшали жемчужной вышивкой. В Переяславской летописи, относящейся к этому времени, описан сон древлянского князя Мала. Привиделось ему, будто княгиня Ольга подарила ему шитую жемчугом одежду: «порты многоценны червлены, все жемчюгом изсаждены».


После монголо-татарского нашествия, прервавшего развитие ремесла на Руси, стеклоделие возрождается сначала на территории современной Украины, а затем и России.


В Средние века в России, особенно на севере, в качестве бусин широко использовали кусочки перламутра и речной жемчуг, который в большом количестве добывали в реках. Эти красивые материалы были доступны всем слоям населения. Их применяли для отделки нарядного платья (как женского, так и мужского) и головных уборов, для изготовления ожерелий, серег и т. п. Широко использовали жемчуг и для отделки церковных облачений, утвари, для украшения переплетов книг и окладов икон.


Из жемчуга и перламутра низали густые сетки: широкие ожерелья, спускавшиеся на лоб поднизи женских головных уборов, другие детали костюма. Вышивку выполняли, пришивая на ткань отдельные жемчужины или предварительно нанизанный на нить жемчуг. Фон оставляли свободным или вышивали нитками. В Псковской губернии кокошники украшали большими (размером с яйцо) шишками из жемчуга.


 Привозной, очень нарядный бисер ценился высоко и нередко соседствовал в дорогих нарядах и в церковной утвари с драгоценными камнями, золотом, жемчугом. Уклад в российских семьях, даже в богатых, не поощрял праздности и способствовал развитию рукоделия, особенно женского. Иностранец Петрей, описывавший нравы Московского царства, свидетельствовал, что художественное рукоделие было весьма распространено среди знатных женщин. Многие из них, сидя взаперти, дошли до такого мастерства в шитье жемчугом, что перещеголяли иных швей, и рукоделия их вывозят в дальние страны.

 


В 1915 году в некоторых церквях еще хранились покрывала, ризы и другие принадлежности, вышитые княжнами да царевнами в XIV—XVI веках и преподнесенные ими в качестве благочестивых вкладов. Не было зазорно и продавать изделия знатных мастериц. Из документов известно, что в 1677 году работы Дарьи Милославской были проданы во дворец. Жемчужное шитье достигло своего расцвета в XVII веке. До середины XVIII века бисер только дополнял вышивку жемчугом, нитками, канителью. Причем и в вышивке, и в низании по отношению к бисеру применялись те же приемы, что и в традиционных русских изделиях из жемчуга.


Петр I, в стремлении сблизить Россию с Европой, не только энергично внедрял европейские порядки, одежду, еду и прочее, но и поставил под наблюдение иностранцев русских мастеров художественных промыслов. Древнерусское искусство с той поры замерло, отчасти сохраняясь только в удаленных от столицы, глухих уголках страны.


Ввоз бисера в Россию постоянно увеличивался, больше становилось и привозных образцов. Изделия из бисера того периода составляют гордость русского прикладного искусства, несмотря на то что и материал, и образцы были иностранными. Даже в 1753—1768 годах, в период работы ломоносовской фабрики в Усть-Рудице, производимые на ней бисер и стеклярус составляли лишь небольшую часть используемого в России.


В отличие от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоделие было домашним занятием. На продажу изделия производили в монастырях да изредка крепостные в небольших мастерских. В XVIII веке в работах знатных дам появляются новые приемы, ведь бисер используется уже не в дополнение к жемчугу, а как самостоятельный материал. Модными становятся сплошные вышитые бисером картины, в которых заполнен и фон. Правда, лица людей, как правило, не вышивают, а пишут маслом по холсту. В вышивках XVIII века снизки бисера располагают вдоль контуров рисунка, подчеркивая бисерными «линиями» форму и объем изображаемых предметов. Позже распространяется вышивка по счету, когда каждая бисеринка занимает свое место в рисунке, разбитом на клетки, как при вышивке крестиками. На смену традиционному русскому рукоделию пришло другое, иностранное, с другими материалами и приемами работы.


В XVIII—XIX веках еще крепко держался старинный уклад и в дворянских семьях, поощряющий художественные занятия девиц и дам. Необычайно популярно было и бисерное рукоделие, поэтому упоминания изделий из бисера, обычно предназначенных в подарок, часто встречаются в художественной и мемуарной литературе, в переписке того времени.


В начале XX века в Успенском соборе Москвы еще хранились собственноручные работы Екатерины II. Возможно, великая императрица принимала непосредственное участие и в вышивке знаменитого стеклярусного кабинета в Китайском дворце в Ораниенбауме. Вот как сказано об этом в описи: «Стеклярусная комната с богатым цветным парадом, на стенах обои, вышитые Екатериной II». В усадьбах и дворцах бисером вышивали картины и украшали предметы обихода, вязали всевозможные чехлы крючком и на спицах, реже выкладывали картинки по воску, ткали на специальных станочках. Низаные работы, столь широко распространенные у крестьян, среди «помещичьего бисера» встречаются редко.

 


Аристократические вышивки выполнялись обычно по иностранным образцам. Схемы с российскими сюжетами мастерицы составляли сами, иногда преобразуя по своему вкусу картинки из книг и журналов.


Сюжеты вышивок отражают популярные стили XIX века. В начале века был в моде сентиментализм — цветы, голубки, сердечки, урны, жертвенники. Для вышивок в стиле ампир характерны меандры, пальмы, колонны, амуры, античные сюжеты, изображения богов. Отечественная война и победа над Наполеоном способствовали росту патриотизма и популярности армии. В вышивках появляются атрибуты войны, изображения воинов. В 30-40-х годах возник романтизм: замки, рыцари, трубадуры, охотники, пастушки.


Многие дворянки не только работали сами, но и обучали рукоделию крепостных. Мастерские в усадьбах способствовали распространению и развитию ремесел. После отмены крепостного права изготовление предметов народного искусства из сферы домашнего производства переходит в ремесленное. Это относится и к бисерным работам.


Кустарные мастерские в деревнях стали источником дохода для крестьян. В 1891-м неурожайном году тульская помещица С. А. Ильинская в деревнях своего имения организовала мастерские, в которых крестьянки изготовляли цепочки и другие украшения из бисера. В работе принимали участие девочки с 6 лет. Самые младшие нанизывали бисер на нитки, подготавливая его для старших работниц. Эти работы были настолько выгодны крестьянкам, что в окрестных деревнях появлялись все новые мастерские.


Перед организатором промысла Ильинской встало множество проблем: приобретение материала, выбор моделей, сбыт продукции. Ильинская сама составляла схемы, определяла расход бисера, покупала все материалы. Работала она практически без выгоды для себя. Но оборотных средств не хватало, хотя спрос на бисерные изделия и был, особенно за границей.


Несмотря на искреннее желание помочь крестьянкам заработать деньги, приходилось отказывать в работе некоторым из них, оставляя в мастерских лишь самых способных, аккуратных. Были среди крестьянок и талантливые, творческие работницы. Они сами придумывали рисунки, новые приемы низания и декоративные элементы. Подобные мастерские были организованы в Тверской, Московской губерниях.


После 1917 года работа кустарных мастерских, использующих импортный материал и сбывающих продукцию за границу, стала невозможна. Уклад жизни резко изменился, женское рукоделие потеряло свою былую популярность, став даже признаком мещанства, пережитком прошлого. Наверное, именно эти обстоятельства и в 20-х, и в 80-х годах XX века позволили российским авторам книг о бисерных работах писать: «бисерные рукоделия — явление, отошедшее в область истории», «время бисера ушло безвозвратно». К счастью, они ошиблись.


Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популярна работа с бисером. И это не только молодежные фенечки. Многие мастерицы творят из бисера чудеса — великолепные картины, роскошные украшения, нарядные бытовые мелочи. Наверное, мы устали от того, что нас окружают вещи массового машинного производства, хочется чего-нибудь особенного, рукотворного, хранящего частицу души мастера.

 

Сумочка-амулет с березовыми веточками (атор Зульфия Корыткина)

 

 


Из книги Марины Ляукиной "Бисер" Москва "АСТ-ПРЕСС" 2009
 

Главная : История бисера

Интернет-магазин Мотосфера.Ру : мотоциклы BSE низкие цены с доставкой