Плетение — очень древнее ремесло. На Руси плетение было известно с давних времен, о чем свидетельствуют археологические находки из Новгорода, Белгорода, Керчи. В Московском археологическом музее хранятся пеньковые четки, состоящие из красивых узлов- бусин. Они были найдены при раскопках Моисеевского монастыря в центре Москвы и относятся к ХVII-ХVII векам.

Браслеты (автор Марина Ляукина)
Плетение осуществляют нитями, шнурами, и, естественно, возникает желание поместить на нитях не только узлы, но и бусинки. Необычайного мастерства в плетении с бусами достигли индейцы - они плели из травы чудесные водонепроницаемые корзины, украшенные раковинными бусинами. В этих корзинах индейцы кипятили воду, бросая в нее раскаленные камни, и варили еду.

Бусы с кольцами (автор Марина Ляукина)
Блестящие, имеющие четкие формы бусины прекрасно сочетаются с мягкой кожей, ворсистыми веревками и шнурами. В современных изделиях, выполненных в технике макраме и фриволите, бисер и бусины используются все чаще.

Комплект
(автор Марина Ляукина)
В макраме и фриволите бусины располагаются как на основных нитях, из которых выполняются декоративные узлы, так и на вспомогательных, используемых только для нанизывания бусин. Применение тонких вспомогательных нитей позволяет украшать бусинами с узкими отверстиями изделия, плетенные из толстого материала.
Бусины на основных нитях, из которых плетут декоративные узлы, могут располагаться как между узлами, так и непосредственно в узлах.

Шапочка с кисточкой и бусы
(автор Марина Ляукина)
При плетении изделий из тонких длинных нитей, намотанных на челноки, лучше нанизать все бусины на нить перед началом работы. В этом случае не надо будет сматывать нить с челнока для добавления бусин в процессе плетения. Если концы нитей свободны, то бусины нанизывают в процессе работы. Иначе они будут соскальзывать со свободных концов.

Ожерелье с мехом
(автор Марина Ляукина)
Бусины с достаточно большими отверстиями можно не только нанизывать на нить, но и надевать на петельку. Для этого сначала нанижите бусину на двойную тонкую проволоку (леску, нить), используемую в качестве нитковдевателя (рис. 1а). Затем через образовавшуюся петлю проденьте основную нить и протяните ее через бусину. Полученную петлю из основной нити используйте в плетении (рис. 1б). Этот прием позволяет с помощью бусины прикрепить нить к основе (рис. 1в).

С давних времен известны приемы плетения, позволяющие изготовлять бусины из бересты, кожи, шнуров.

Для плетения соломенных бусин лучше всего взять ржаную солому, отличающуюся большой прочностью, упругостью и красивым золотистым цветом. Можно использовать и стебли пшеницы, ячменя, овса. Стебли разрежьте на отдельные коленца, удаляя узлы. Соломинку разрежьте по всей длине вдоль волокна, разверните и разгладьте нагретым утюгом.
Непосредственно перед работой соломку можно увлажнить или распарить, чтобы она стала более пластичной. Заверните ее во влажный холст или уберите в полиэтиленовый пакет. Если за один раз весь замоченный материал не использован, то остатки высушите на воздухе и уберите. Но имейте в виду, что после повторного размягчения соломка становится более хрупкой.
Вполне пригодна для подобных работ и соломка из дикорастущих трав, например ситника - он растет в сырых заболоченных лесах. Стебли ситника разрежьте вдоль волокна, очистите от внутренних рыхлых тканей и подсушите в течение 2-3 дней. Такая соломка сохраняет пластичность в течение многих месяцев, с ней работать легче, чем с ржаной. Цвет ситника серо-зеленый.
Прежде чем браться за соломку, обязательно сделайте бусины из бумаги. Полоску бумаги сложите, поделив на квадратики.
Для удобства углы на рисунках пронумерованы так, что первый квадрат начинается с углов 1 и 11, второй - 2 и 12, третий - 3 и 13 и так далее. На рисунках заготовка заштрихована вдоль волокна: внутренняя поверхность часто, а внешняя - редко.
Чем шире полоска, тем крупнее будет бусина.

Бусы с цветком (автор Наталья Серюгина)
Из книги Марины Ляукиной "Бисер" Москва "АСТ-ПРЕСС" 2009